Родился: 11 января 1867, Чичестер, Англия; скончался: 3 августа 1927, Итака, Нью-Йорк, США.
Интересы: антропология, экспериментальная психология, история психологии, нумизматика, философия психологии и теоретическая психология.
Образование: бакалавр, Оксфордский университет, 1890; доктор, Лейпцигский университет, 1892.
Профессиональная деятельность: декан психологического факультета Корнелльского университета, 1892-7; редактор Studies from the Department of Psychology of Cornell University, 1894-1927; американский редактор Mind, 1894-ок. 1917; внештатный редактор American Journal of Psychology, 1895-1920; редактор-консультант Century Dictionary and Cyclopedia (Psychology), 1909, 1911; редактор American Journal of Psychology, 1921-5.
Основные публикации
1899 The postulates of structural psychology. Philosophical Review, 8, 290-299.
1901-1905 Experimental Psychology (4 vols). Macmillan.
1908 Lectures on the Experimental Psychology of Feeling and Attention. Macmillan.
1909 Lecture on the Experimental Psychology of the Thought Processes. Macmillan.
1910 A Text Book of Psychology. Macmillan.
1912 Description versus statement of meaning. American Journal of Psychology, 23, 165-182.
1912 Prolegomena to a study of introspection. American Journal of Psychology, 23, 427-448.
1912 The schema of introspection. American Journal of Psychology, 23, 485-508,
1914 On "Psychology as the Behaviorist Views It". Proceedings of the American Philosophical Society, 53, 1-17.
1915 Sensation and system. American Journal of Psychology, 26, 258-267.
1917 The psychological concept of clearness. Psychological Review, 24, 43-61.
1921 Wilhelm Wundt. American Journal of Psychology, 32, 161-178.
1925 Experimental psychology: A retrospect. American Journal of Psychology, 36, 313-323.
1929 Systematic Psychology: Prolegomena. Macmillan.
Рекомендуемая литература
Boring E. G. (1927) Edward Bradford Titchener. American Journal of Psychology, 38, 489-506.
Эдвард Брэдфорд Титченер, известный при жизни как отец экспериментальной психологии в Америке, привнес в Соединенные Штаты "новую психологию", экспериментальную психологию Вильгельма Вундта и других, повлияв таким образом на переход от ментальной философии к психологии в том виде, в котором она существует сегодня. Его наиболее значительный вклад, несомненно, заключается в том, что он придал психологии научный статус. Именно с этой целью он опубликовал свои лабораторные дневники — четырехтомную Experimental Psychology (1901-5), получившую широкое применение и ставшую образцом для многочисленных подражаний. Он развил экспериментальные методы и научный аппарат и настаивал на необходимости тщательной подготовки экспериментальных психологов. Защищавшиеся под его руководством докторские диссертации всегда оказывались актуальными. Титченер никогда не изменял интроспекции, структуралистским взглядам. И хотя сами по себе они не играют важной роли в современной психологии, ею был усвоен систематический, тщательный и ясный анализ, который культивировал Титченер.
В течение всей своей жизни Титченер был центром противоречий. Он сыграл важную роль в становлении главных направлений своего времени. Функционализм возник как реакция на структурализм Титченера (и Вундта), уделявших большое внимание содержанию сознания, но не его функции, и исключавших адаптацию, индивидуальные различия, психическое развитие, зоопсихологию и другие направления, с ними связанные. Бихевиоризм возник как протест против исключительного внимания Титченера к содержанию сознания. Гештальт-психология в какой-то мере также возникла как реакция на атомизм сторонников Титченера в Германии. Титченер сыграл уникальную роль инициатора кристаллизации новых взглядов в психологии. Его влияние всемирно, его книги переведены на немецкий, французский, русский, итальянский, испанский, японский и польский языки.
E. Б. Т. Хеш