Родился: 22 апреля 1916, Фресно, Калифорния, США; скончался: 1994, Атертон, Калифорния, США.
Интересы: психология образования, статистика и методы оценки и измерения, психология личности, социальная психология.
Образование: бакалавр, Государственный колледж Фресно, 1934; магистр, Калифорнийский университет, Беркли, 1937; доктор философии, Чикагский университет, 1940.
Профессиональная деятельность: ассистент профессора Государственного колледжа Вашингтона, 1940-6; штатный психолог Калифорнийского университета, Отдел военных исследований, 1944-5; ассистент профессора Чикагского университета, 1946-8; профессор по психологии образования Иллинойсского университета, 1948-64; сотрудник по научным связям ONR, Лондон, 1955-6; сотрудник Института развития исследований, Принстон, 1960-1; сотрудник Центра развития исследований в области наук о поведении, 1963-4; профессор педагогики, Стэнфордский университет, 1964-6, стипендиат Вида Джекса, 1966-80, заслуженный профессор, 1980; приглашенный лектор Токийскийского университета, 1967-8; почетный доктор наук Университета Иешива, 1967, Чикагского университета, 1979, Иллинойсского университета, 1982; почетный доктор философии Геттенбургского университета, 1977, Мадридского Независимого университета, 1985; президент АРА, 1955-7; награда АРА "За выдающийся научный вклад", 1994.
Основные публикации
1949 Essentials of Psychological Testing. Harper and Row. (5th edn, 1990.)
1949 Statistical methods applied to Rorschach scores: A review. Psychological Bulletin, 46, 393-429.
1951 Coefficient alpha and the internal structure of tests. Psychometrika, 16,297-334.
1954 Educational Psychology. Harcourt, Brace. (3rd edn, 1977.)
1955 Construct validity in psychological tests. Psychological Bulletin, 52, 281-302 (with P. E.Meehl).
1957 The two disciplines of scientific psychology. American Psychologist, 12,671-684.
1957 Psychological Tests and Personnel Decisions. University of Illinois Press (with G. C. Cleser). (2nd edn, 1965.)
1970 Test validation. In R. L. Thomdike (ed.) Educational Measurement. American Council on Education.
1972 The Dependability of Behavioral Measurements: Theory of Generalizability for Scores and Profiles. Wiley (with G. C. Gleser, H. Nanda and N. Rajaratnam).
1975 Five decades of public controversy over mental testing. American Psychologist, 1-14, 30.
1975 Beyond the two disciplines of scientific psychology. American Psychologist, 30,116-127.
1982 Designing Evaluations of Educational * and Social Programs. Jossey-Bass.
Рекомендуемая литература
Snow R. E. and Wiley D. E. (eds) (1991) Straight Thinking: A Volume in Honor of Lee J. Cronbach. Eribaum.
Жизнь Ли Кронбаха всегда была тесно связана с историей психологического тестирования. В 1921 он продемонстрировал исключительно высокий IQ по Стэнфорду—Бине и стал одним из тех одаренных детей, чьи имена вошли в книгу Термана Genetic Study of Genius. По иронии судьбы, а возможно, вполне закономерно, творчество Кронбаха было посвящено переосмыслению, уточнению, а затем и опровержению методов оценки индивидуальности, предложенных в книге Термана.
Кронбах собирался стать химиком и поэтому основное время уделял химии и математике, однако незадолго до окончания Государственного колледжа Фресно, он прослушал краткие учебные курсы по психологии, тестированию и психометрике. Исследования Терстоуна и Чейва привели его в восторг. Далее он преподавал в высшей школе, одно временно изучая историю образования в Америке и, работал над диссертацией, которая была посвящена словарю понятий в алгебре.
Для работы над докторской диссертацией Кронбах отправился в Чикагский университет. Там он вместе с Гаем Басвеллом (студентом Джадда) прослушал курс по лабораторным методам. Эксперименты Джадда и Коупинга (1907) оказали влияние на выбор темы диссертации и дальнейшую судьбу. Он входил в состав группы Ральфа Тайлера, занимающейся мониторингом местных прогрессивных школ, присоединяясь к тогда еще нотационному взгляду на образование, рассматривающему ученика и процесс обучения не изолированно, а в связи с социальным и политическим фоном. В своей более поздней работе Кронбах обратился к тесту надежности Кадэра и Ричардсона, своих коллег по университету в Чикаго. В результате в 1951 появилось важное обобщение их формулы надежности, в связи с обнаруженным самим Кронбахом "коэффициентом альфа".
В 1940 он стал преподавателем психологии в Колледже штата Вашингтон и начал работу над Essential of Psychological Testing, книгой, которая должна была заменить существовавшие учебники по психометрике. В 1944 он работал над военными тренировочными программами, в том числе программой для служащих на судах противолодочной обороны, обнаружив, что закон Вебера—Фехнера действует не всегда — позднее он это сформулировал следующим образом: "при наличии взаимодействия частоты звука с его тембром оно не может рассматриваться как переменная, поддающаяся оценке".
В 1946 Кронбах возвратился в Чикаго на должность профессора по проблемам образования. Там он познакомился с Терстоуном (ранее он был слишком занят исполнением возложенных на него обязанностей, чтобы посещать лекции Терстоуна) и прочел курс по психологии образования, который за тем переработал в книгу Educational Psychology. В 1948 у него вышел срок его профессорских полномочий, и в качестве "маргинальной личности" (по его собственному определению) он становится консультантом и членом различных комитетов и рабочих групп местного, национального и международного уровня. На этом поприще Кронбах культивировал свой интерес к очень широким междисциплинарным исследованиям.
В 1955 Кронбах становится президентом АРА, и в этот же, очень напряженный период, он провел тринадцать месяцев, посещая исследовательские группы в Европе в качестве приглашенного специалиста ONR в Лондоне. Позднее он стал советником по исследовательским грантам в NIMH и возглавил Комитет по делам образования и обучения в SSRC. Следует отметить также его сотрудничество с Полем Милем, возникшее во время обсуждений в Комитете по стандартизации тестов, председателем которого он был.
Во второй половине своей деятельности, уже в Стэнфордском университете, он возвратился к проблеме оценки, явно отдавая предпочтение "созидательному" подходу, зри котором оценивающий сам проводит опрос, сам участвует в процессе вынесения оценки и поддерживает обратную связь на всем протяжении инструктирования. Он признавал, что точность, как бы хороша она ни была сама по себе, может быть достигнута только ценой игнорирования процесса и вариативности поведения.
Кронбах был автором великолепных учебников, и его Essentials of Psychological Testing и Educational Psychology использовались очень широко. Он также внёс важный вклад в наше понимание валидности и надежности, во многом благодаря тому, что чрезвычайно чутко относился к возможным разногласиям между математическими предположениями и психологическим правдоподобием. Однако он был осторожным человеком и избегал громких заявлений о великих истинах и единых точках зрения в публичных дебатах. Он отказался от спора с Дженсеном. У него не было намерений вступать в конфронтацию, правила которой, как он считал, были навязаны средствами массовой информации. Вместо этого Кронбах работал над тем, чтобы показать эти споры в исторической перспективе, продемонстрировав, как они генерировали сами себя, что, конечно, не совпадало со стремлениями самих спорщиков.
Наиболее важным является то, что Кронбах придерживался релятивистских позиций в отношении истины, верил в этот метод и пытался придать своему релятивизму математическую форму. Еще будучи студентом колледжа, он понял, благодаря работам Гилберта и Клейна о математическом обосновании результатов, что даже самые точные выводы связаны с имплицитной моделью, в рамках которой поставлен вопрос. Это, наряду с чтением работ Дьюи, подготовило его в решающий момент к пониманию того, что ученый скорее комментатор природы, нежели ее исследователь. Эта позиция конструкционизма отражена в его статьях в American Psychologist, о двух тенденциях научной психологии: обе тенденции были критически оценены лабораторной психологией, первая названа "еще немодной", вторая — "уже банальной". В обоих случаях он описал проблему, опираясь на понятия математической статистики. Контролируя максимально возможное число условий, мы игнорируем возможные факторы, которые считаем не относящимися к делу. Так, один метод обучения может быть лучше, чем другой, но сохранится ли это различие для другой возрастной группы или другой задачи? Проблема неучтенных взаимодействий имеет очевидное практическое применение, и он работал над ней вместе с Голдайн Глазер, исследуя взаимодействия между способностями и их реализацией (ATIs).
В лабораторных исследованиях Кронбах всегда предпочитал использовать имеющиеся корреляции, а не отказываться от экспериментов под предлогом того, что их результаты невозможно обобщить, но признавал, что нет достаточных оснований, чтобы останавливать однажды начавшееся взаимодействие. Время само по себе является важным фактором, и то, что справедливо для 1970, может быть опровергнуто через 100 лет. Он был истинным прагматиком, которого невозможно оценивать в отрыве от современного ему "духа времени". "Абсолютов не существует, но задаваемые себе вопросы могут определять политику и индивидуальный выбор, а теоретические концепции могут помочь человеку думать". Возможно, хотя бы это обобщение выдержит испытание временем.
Артур Стилл