Джордж Герберт Мид

Родился: 27 ферваля 1863, Саус-Хэдли, Массачусетс, США; скончался: 26 апреля 1931, Чикаго, Иллинойс, США.

Образование: бакалавр, Оберлин-Колледж. 1883; Гарвардский университет, 1888; изучал психологию и философию в Европе, 1888-9; Чикагский университет, 1894.

Основные публикации

1934 Mind, Self and Society (ed. C. W. Morris). University of Chicago Press.

1977 On Social Psychology: Selected Papers. University of Chicago Press.

Рекомендуемая литература

Aboulafia M (ed.) (1991) Philosophy, Social Theory, and the Thought of George Herbert Mead. State University of New York Press.

Sampson E. G. (1993) Celebrating the Other: A Dialogic Account of Human Nature.Westview.

Вклад Мида сосредоточен, в основном, в трех научных сферах: систематический прагматизм, история идей и социальная психология и философия. Хотя он интенсивно публиковался, он никогда не занимался систематизацией своих взглядов. Однако в его книге Mind, Self and Society содержатся планы преподавания и исследования, что является попыткой такой систематизации. Вклад Мида в психологию в основном заключается в его анализе происхождения самости. В соответствии со взглядами Мида, представление о своем "Я" возникает в социальном взаимодействии, и язык играет здесь центральную роль. Вначале ребенок не имеет самосознания, но благодаря социальному взаимодействию, общению и языку у ребенка развивается самоосознание и он учится играть роли и получает опыт социального взаимодействия. В результате ребенок получает возможность объективно оценить свое поведение; свое "Я" он переживает как социальный объект, а другие переживаются как действующие по отношению к этому объекту. Таким образом, идея самости возникает из социального окружения, и вследствие существования множества социальных сред существует возможность развития множества разных типов самостей.

Мид оказал значительное влияние на многих выдающихся психологов; особенно Caлливана (они были в Чикаго в одно и то же время) и Дьюи, который переехал из Мичигана в Чикаго одновременно с Мидом.