Практическое руководство для психологов
Тест восьми влечений Л. Сонди и его модификация
Л. Н. Собчик "Введение в психологию индивидуальности"

Введение

Методика, разработанная в 30-е годы XX столетия венским психологом Л.Сонди* (в других переводах - Зонди, Шонди или Сцонди), основана на эмпирических данных, полученных при многочисленных исследованиях в основном лиц с серьезными проблемами или психическими заболеваниями. Однако в последствии она широко применялась как проективный личностный тест, при этом обращает на себя внимание тот факт, что Сонди приводит большой набор профессий, соотносимых с разными личностными паттернами, выявляемыми методи­кой.

Психологический эксперимент состоит в том, что обследуемому лицу предла­гается выбрать наиболее симпатичные и наименее приятные портреты разных мужчин и женщин. Каждый портрет по своей физиогномической и психоло­гической сущности отражает в наиболее заостренном виде одно из основных восьми базисных человеческих влечений. Сонди полагает, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены сочетаниями этих 8-ми основных влечений. Каждое из них в зависимости от формализованных показате­лей выявляет ту или иную патологию или проблему обследуемой личности.

В обоснование своего метода Сонди высказывает предположение, что наибо­лее выраженную силу и психодиагностическое значение имеют портреты, кото­рые соответствуют наиболее значимым потребностям индивида и соответствуют его генетически обусловленным и динамически актуальным склонностям. Свои предположения Сонди аргументирует проведенными экпериментальными исследо­ваниями и клиническими наблюдениями.

Портреты распределены на 6 серий по 8 портретов в каждой серии. Сама идея - использовать заостренные патологическим процессом личностные свойства не только для дифференциальнодиагностических целей, но для изучения личности - лежит в основе многих психодиагностических методик, вы­свечивающих умеренными количественными показателями черты характера и свойства личности, которые при высоких показателях интерпретируются как от­клонение от нормы. Такую параллель проводил еще в начале XX века Кречмер. Этот подход достаточно долго критиковался, однако на практике проблема преморбида и стигматизированности всегда была в центре внимания как психологов и педагогов, так и психиатров.

Правомерность такого подхода в свое время была подмечена и известным отечественным психологом Б.В. Зейгарник. Она видела широкие возможности для изучения личности в патологически заостренных болезнью чертах, имея при этом в виду как бы огрубленную модель менее явных, смягченных и сбалансированных свойств нормальной личности в клинических проявлениях болезни.

Те специалисты (психологи, врачи, педагоги), которым довелось позна­комиться с тестом Сонди, безусловно обратили внимание на заметное своеобразие тезауруса автора методики и сложность сопоставления данных с результатами других исследований. В значительной степени это связано с чисто психоанали­тической базой построения интерпретационного подхода автора, к тому же и с определенным анахронизмом даже в понимании идей психоанализа, который за последние полвека также получил свое дальнейшее развитие. В то же время оп­ределенные трудности в понимании того, что хотел сказать своим читателям ав­тор, специалисты испытывают из-за того, что многие переводы работ Сонди гре­шат неточностью. Здесь лишний раз подтверждается ставшее уже расхожим мне­ние о том, что при переводе опыт и знания специалиста в его профессиональной сфере не менее важны, чем знание иностранного языка.

Все эти трудности привели к необходимости модификации как самой процедуры обследования, так и толкования результатов. В первую очередь, не смотря на стремление максимально сохранить специфику стиля Л.Сонди, вре­менами приходилось прибегать к более понятной современному психологу терми­нологии. Что касается интерпретации, то в модифицированном варианте она базируется на теории ведущих тенденций*, которая рассматривает личность как образование, уходящее корнями в генетически заданную предиспозицию. Ведущие тенденции, это те устойчивые судьбореализующие свойства, которые пронизывают все уровни личности и во многом предопределяют выбор индивидом стиля жизни, профессиональной деятельности, сферы социальной активности итиерархии ценностей.

В модифицированном варианте все портреты были выполнены зано­во известным и весьма талантливым художником Б.И.Энским с сохранением их психологической сущности и сходства с оригиналом. Затем валидность теста бы­ла проверена в эксперименте на репрезентативных группах нормы и контингента клиники пограничных состояний.

Тест в сущности не является таким количественным методом, в котором рестандартизация могла бы уточнить популяционные нормативы. Сам Л.Сонди на основании экспериментальных данных утверждает, что этнические и культурно-социальные аспекты не влияют на результаты тестирования, так как структура влечений, лежащая в основе перцепции материала методики, универсальна для людей любой национальности и социально-региональной принадлежности. По­этому адаптация теста в основном сводится к ревалидизации выявляемых мето­дикой феноменов, что и было сделано в процессе работы над модифицированным вариантом теста путем сопоставления с данными других психодиагностических тестов и результатами объективного наблюдения. Главная цель, которую пре­следовал автор новой разработки теста, это изучение концептуальной основы ме­тодики и ее феноменологической сопоставимости с индивидуально-типологическим подходом, лежащим в основе теории ведущих тенденций. Кроме того, модификация метода позволила использовать категориально-понятийный арсенал современного психолога и уточнить феноменологическую структуру теста в контексте используемых типологических паттернов.